larga_09 (larga_09) wrote,
larga_09
larga_09

Categories:

Путешествие по Таймыру!

   По приглашению друзей слетал на Таймыр для участия в путешествии по тундре на снегоходах. Отправная точка город Дудинка, административный центр Таймырского Долгано-Ненецкого автономного муниципального района. Попасть сюда можно только по Енисею или самолетом, ни автомобильных ни железных дорог нет. Зима в Дудинке составляет 235 дней.

             9 мая сборы, подготовка груза, разъяснение мне как новичку (первый раз на снегоходе) три основные правила, которые нельзя нарушать ни в коем случае и все будет тип топ. Которые в первый же день путешествия я успешно нарушил все!

    сборы в гараже
10 мая старт
10 мая старт
 2 армейских Lynx и одна Yamaha, все 4-х тактные аппараты.

С собой балок спальный, провизия и у меня бензин на санках.
DSC01085
Команда: Виктор Саломатов (он у нас ведомый) - Генеральный директор ООО "ЗФ Антур"

Стас Шиханов  (замыкающий) -"старые тундровые волки"
ну и я новичок (посередке).
    Снега в тундре довольно много, хотя уже потепление началось. За Дудинкой сразу на небольшом расстоянии проходят 3 газовые трубы, которые можно проехать только по специально оставленным "воротам" а дальше тундра. Спидометр выставили на "О".

Проехали трубы.

По традиции по стопке водочки и в путь.

                 Через км.30-35 я обнаружил что у меня отсутствует навигатор, видимо крепление ослабло, а я прозевал момент когда он в снег соскочил. Мы с Виктором решили по старому следу проехаться назад а вдруг найдем. Я проехал км.20 и вернулся а Виктор доехал до нашего старта - не нашли (видимо не нужно было ему до конца возвращаться по старой примете) потом нам аукнулось.

Толщину снежного покрова можно определить по этой фотографии, на заднем фоне крыша охотничьей избушки.
Когда все собрались было уже поздно, поужинав  решили заночевать.
11 мая утром продолжили путь.

По пути попался вот такой самодельный экземпляр, которого после поломки оставили в тундре чтобы потом утянуть.
Через некоторое время я умудрился опрокинуть на себя снегоход который весит около 400 кг.(нарушил правило №1) Получив очередную порцию наставлений по управлению снегоходом продолжили путь без особых приключений до озера Пясино.

Озеро Пясино, длина озера 90км. ширина 20км. Реки впадающие в озеро р.Икен, р. Дудыпта, р.Янгода, р.Тарея и р.Агапа. На заднем плане фото плато Путораны, собственно куда мы и держим свой путь. Путораны по площади сопоставимы с Францией. На берегу озера заночевали.
12 мая утром переехав озеро стали уходить на север чтобы попасть на реку Пясино. Шли в основном по озерам где толщина льда достигало около 2-х метров, да и скорость там приличную можно было развить.


К сожалению настоящий цвет льда фотоаппарат не передал.
В этот день я в очередной раз нарушил правило №2 и утопил свои сани с грузом в снег с водой.



выглядело это примерно так.
DSC01112
Виктор приехав мне на выручку сам оказался в западне. Часа 4 потратили на вытягивание друг друга из этого месива. Сил было потрачено много и после плотного ужина мы уже спали без задних ног.
13 мая попив чай-кофе продолжили путь вдоль реки Пясино порядком растянувшись, км. на 3.          Остановившись подождать замыкающего я увидел, что нет моих саней (а я и не почувствовал) пришлось вернуться, км. через 1,5 увидел что Стас тянет за своим балком еще и мой груз, почему он и отстал. Сделав небольшой привал решили подремонтировать снегоходы. У Виктора оказалась поломка на устранение которой ушло не менее 3-х часов лежания на снегу, устранив ее двинули дальше.Постепенно началась лесотундра. Решили уходить к Путоранам на "зимник" т.к. с балком (длина с санями 6 метров) в лесу делать нечего. Вечером развели костер и устроили себе роскошный ужин из куропаток.



Стас с Виктором завалились спать

 а я поохотившись пару часиков тоже к ним присоединился.
14 мая утро. Виктор заболел, о чем прискорбная надпись появилась на стенке балка (видимо сказалось з-х часовое лежание на снегу) короче температура, сопли со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Весь день и всю ночь лечились кто чем, Виктор таблетками, чаем, вареньем, а мы со Стасом водочкой заодно приводили в порядок транспорт (заправка, подтягивание болтов)

Стас держит вариаторные ремни которые мы с Виктором успели порвать.
15 мая по лайдам выходим наконец-таки на зимник.  Балок наш сильно пострадал от деревьев. Заметно потепление, лайды все вскрылись но речки пока проходим без видимых препятствий.

По дороге успеваем поохотиться.
Дальше наш путь лежит до основной базы на реке Ондодоми.

Реку Кыстыктах форсировали успешно.

Недалеко от базы нам открылась такая вот картина. Один самонадеянный предприниматель загрузил 5 тонн продуктов для магазина в п. Волочанка и утопил вездеход под лед на Ондодоми где он простоял вмерзший пару месяцев, после чего оббив лед сумели вытянуть его на берег но движок пришлось выкинуть. Тоже ждет осени чтобы утянуть его в Норильск по зимнику.

Перемороженные продукты.
А вот и база на Ондодоми. Проехали в общей сложности 401 км.

16 -17 мая отдыхаем по полной на базе. Растопили баню,  приготовили зайчатину и куропачий суп и полный "релакс" Виктор со Стасом привезли с тундры 2 бочки бензина, заправили по горлышко все снегоходы и еще 300 литров с собой взяли. После короткого совещания, в виду обильного таяния снегов, было принято решение в Волочанку не идти и на Плато поход отменить, а кратчайшей дорогой ехать домой т.к. есть сильные опасения вообще здесь застрять.


Усиленная подготовка к отъезду.Как видно на фото снега практически уже нет.
18 мая утро - выезд с базы в обратный путь, пока решили идти по зимнику. На первой же реке Кыстыктах снегоход Виктора проломив тоний лед уходит под воду.

Вытаскивали 2-мя снегоходами часа 3. Решили подняться чуть в верховья и там поискать брод. Проехали км. 10 - бесполезно, вернулись обратно на зимник, поехали вниз вдоль реки.


Через 40 км. нашли более-менее подходящий лед и после разведки решили переехать, только на большой скорости. На том берегу мы с Виктором провалились, Стасу пришлось нас поочередно вытаскивать. 19 мая наконец-таки благополучно переехав реку мы вышли в 5 утра к строящейся для охотников избушке с рабочими. Рядом стоял вездеход хозяина-дяди Вани, который оказался хорошим знакомым Виктора. Попив чаю мы отправились в соседнюю избушку в 7-ми км. любезно предоставленную нам  дядей Ваней. До этого он посетовал на то что Виктор не был ни разу на его основной базе которая находится отсюда в 45-ти км. и что он рад нас там видеть всегда.


Сама избушка.

Внутри.


Не у каждого такая банька дома.

По навигатору прокладываем путь.

Чаевничаем.
Итог: За сутки мы смогли отъехать от своей базы лишь на 40 км. Проспали весь день и ночь, т.к. до этого 24 часа были за рулем.
20 мая. Днем ремонт техники. заправка. Подвеска на моем снегоходе треснула с одной стороны и пришлось прикручивать резинками. Дальше решили днем спать, потому-что тепло и снегоходы проваливаются, а по ночам двигаться дальше. Хотя как "ночь" понятие не подходит т.к. в это время года на Таймыре солнце вообще не садится за горизонт, и днем и ночью - день.

Российский ремонт он самый надежный.

После обеда и всех процедур двинулись в путь.Ведомого пришлось поменять (им теперь стал Стас) т.к. вышел из строя шнур Витиного навигатора. С последним навигатором на свой страх и риск  продолжили движение. Впереди река Икен, проскочили легко, по льду проехав около 2-3 км выскочили на противоположный берег по просеке проделанной геологоразведкой, км через 30 доехали до реки Тальми, но было уже поздно - река полностью вскрылась.

Стас пытается прощупать под водой лед - бесполезно.
Попив быстро чай с термосов, даже не передохнув, на максимальной скорости поехали обратно по дороге, как мне потом стало ясно, что все это было не напрасно т.к. если вскроется Икен, слева горы, справа река Пясино - все капкан недели на 3 а то и больше пока вода не спадет. Вернувшись на реку Икен не успели проехать по льду и 300 метров как на нас пошла волна воды со льдом от которой мы еле успели увернуться и перескочить на тот берег.


Задержись мы на 3 минуты и ........!!!!
Просчитав все варианты докуда хватит топлива, решили воспользоваться приглашением дяди Вани и поехать к нему но озеро Собачье.

Срочно требовался ремонт подвески моего снегохода, мы периодически подматывали резину, но хватало ненадолго. Опять 26 часов за рулем (никогда бы не поверил) день с ночью перемешались.

Вот такие топографические вышки разбросаны по тундре еще со Сталинских времен.
Намотав 180 км. доехали до озера Собачье. Объехав все озеро не нашли никакой базы Усталость такая что ощущаешь себя как зомби, все на автомате происходит.
21 мая вечер.Прибегнув к помощи современных технологий (спутниковый телефон) мы уточнив координаты Степановской базы, вскоре восседали за столом гостеприимной хозяйки. Сам дядя Ваня оказывается еще не вернулся со строителями. Покушав мы мгновенно уснули.
22 мая в 6 утра вернулся д. Ваня.

А вот и дядя Ваня собственной персоной.

Температура к нашему ужасу + 18С



Здесь на базе находились несколько вездеходчиков которые поломались в тундре и ожидали вертолет который должен был привезти запчасти, нам тоже было предложено оставить на базе снегоходы а самим улететь вертолетом который ожидается через 2 дня. Поблагодарив за гостеприимство мы все же решили пробиваться в Дудинку. Ребята смогли слить нам только 100 литров бензина, что ничтожно мало для 3-х снегоходов, но все же лучше чем ничего.Решено было теперь ехать строго на север  до заброшенного поселка Кресты, где температура холоднее и снега побольше. В 25-ти км от Крестов охотничья точка на котором есть наш бензин. Если ничего не выгорает поворачиваем на п.Усть-Авам, там своя база, свои работники, можно в гараже оставить снегоходы и улететь рейсовым бортом на вертолете. И так в путь!!! В обед под скептические взгляды провожающих трогаемся в очередное безумное путешествие. Исходя из опыта, никто не поверил, что мы сможем добраться. Ровно 60км хода на север и вот они Кресты, заброшенный с советских времен поселок на реке Пясино. Но он оказался не таким уж и заброшенным. Нам навстречу вышла бригада геологов из 4-х человек во главе с Михаилом Щитовым, которые приехали в тундру на 10 месяцев и живут в 2- вездеходах(не позавидуешь)


Оказались геологи нормальными парнями,накормили, напоили, дали под честное слово бочку бензина 200 литровую и тоже не поверив в то что мы можем переправиться через реку Пясино, которая уже основательно разлилась, они пожелали нам счастливого пути. На моем снегоходе пару раз опять рвалась резина поддерживающую подвеску.

Решили ехать пока не развалится совсем. Километрах в 15 от геологов мы заметили с десяток оленей которые тоже искали переправу. Параллельно со стадом мы успешно переехали на другой берег реки Пясино и уже по чистой тундре направились в сторону Дудинки. Снега на этой стороне на самом деле много. Питьевая вода была на исходе и мы решили дополнить наши запасы подъехав близко к воде.
Вот результат:




Несколько часов потратили. Выехали, едем дальше.
Стали часто встречаться перелетные гуси, как раз начало сезона охоты на них.



23 мая. Ехали до утра. Так как утром был хороший мороз я сгоряча предложил двигаться дальше хотя силы были уже на исходе. Правило № 3 : в тундре никогда, никуда не торопись. Поэтому поев макароны с тушенкой завалились спать до вечера. Выспавшись решили делать основательный ремонт подвески моего снегохода т.к. полетела  вторая половина и при малейшей нагрузке гуска проворачивалась и он отказывался ехать.



Разобрали до конца и при помощи куска фанеры, резины и скотча сварганили "новую" подвеску (помягче заводской кстати, вместо жесткой сварки пружинистая резина защищенная скотчем и усиленная гибкой фанерой). И вот на таком монстре правда уже без груза мы в ночь двинули дальше.

Добывание воды методом бурения.
24 мая доехали до озера Половинка. Первое впечатление о том что нет воды сверху льда оказалось обманчивым.


Стас за МЧС


 Пришлось Стасу опять нас вытаскивать. На озеро Пясино не решились после такого ехать и стали забирать опять на север с умыслом если снега не будет, доедем до Енисея и по нему до Дудинки по льду. Ледоход на Енисее проходит 6 - 8 июня всегда. Небольшие реки проехали почти без происшествий. По дороге заехали на бывшую закрытую зону во времена СССР и нарвались на ступень от ракеты метра 1,5 в диаметре и метра 3 в длину, По виду лет 20 - 25 пролежала в снегу. Весь металл как вчерашний, без единой ржавчины и мы не смогли открутить ни один винтик на память, так было все запрессовано. Фотоаппарат к этому времени уже разрядился и мы не смогли это запечатлеть. Нанеся точку на навигатор мы поехали дальше. Отдохнули в последний раз в 70-ти км. от Дудинки.
25 мая 4 утра мы в Дудинке. Все дома!!! Доехали!!! На спидометре 1050 км.

Нас ждал утром неплохой стол.
С нетерпением будем ждать следующей весны для новой поездки. Опыт уже есть и не обидно уже потому- что переворачивались все, тонули все, падали со снегоходов все.
Тут еще немного фото о Таймыре:

Енисей

Утопленный вездеход
.DSC01073
Рыбалка на гольца.
DSC01066
DSC01065
Зимнее обмундирование.

Бывало и такое

А это так к сведению.
И в конце вспомнилась примета, что нельзя возвращаться - а может как раз и надо было? .....вопрос.
Tags: Таймыр
Subscribe

  • МЭФ Василий Мельниченко

    "Уровень бреда превысил уровень жизни" - точно подметил. Интересное выступление, еще попытались ему рот закрыть.

  • Немного хитрости:

    Лавочник купил осла у крестьянина, заплатив ему 100 долларов вперёд. На следующее утро крестьянин пришёл без осла. - Осёл, как на грех, ночью…

  • Все очень просто.

    В России, к сожалению, действует старая большевистская система: коррупция и некоторые институты (например, институт «воров в законе»),…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments